Теория переселения душ, трансмиграции, одна из старейших, принятая людьми Востока, чтобы разрешить проблемы, соотносящие жизнь и смерть, а также объяснить длящееся существование после смерти. Эта теория предполагает бытие души как сущности, которая может жить, даже когда материальное тело умирает. Материалисты во все века отказывались принимать эту теорию, считая душу и тело неким единым целым. Потому они не задавались вопросом, продолжит ли душа бытие. Они пытаются представить душу как комбинацию материи и материальных сил, но не достигают успеха в научных доказательствах. А как мы можем перенести душу на чувственный план? Ведь, эфирная, она несравнимо тоньше чего-либо, что мы можем проанализировать с помощью наших чувств. Есть миллионы и миллионы людей во всем мире, кто верит в переселение душ, и здесь они находят утешение, успокоение, примирение с их жизнью, ответы на вечные вопросы о смысле существования. Теория трансмиграции учит что, душа после пребывания в одном конкретном теле покидает его к моменту смерти, чтобы продолжить жизненный опыт, в другом теле – будь то человек, животное или ангел, - которое готово принять эту душу. Причем сторонники этой теории считают, что вполне возможно после пребывания в ангельском обличье снова вернуться на человеческий план. К тому же переселяющаяся субстанция выбирает себе форму согласно своим вкусам, желаниям и склонностям. Подобная идея преобладала среди египтян, которые считали, что отлетевшая после смерти душа тысячелетия путешествует от одного тела к другому, стараясь обогатиться опытом всех существ на разных стадиях. Греческий же философ Платон говорил: «Десять тысяч лет должно пройти до времени, когда душа сможет вернуться к месту своего исхода, поскольку она не может вырастить свои крылья за меньший срок», «В конце первого тысячелетия души добрых и злых собираются вместе вытягивать жребий и выбирают себе тела согласно склонностям характеров. Они могут взять то, что им понравилось». То есть вместо того, чтобы получить жизнь, являющуюся естественным следствием свершенных подвигов или злодеяний, им позволено выбирать свой жребий, сообразуясь с полученным опытом и наклонностями. «Те, кому человечество внушает отвращение, предпочитают рождаться животными, такими как лев или орел. Другие рады испытать судьбу в человеческом обличье». Но мыслители и философы древней Индии полагали, что каждая душа направляется непреложным законом, получая тело в соответствии с содеянным, и вовсе не имеет свободы выбора предстоящей жизни. Они открыли универсальный закон причины и следствия, действия и противодействия, названный в санскрите термином КАРМА, из которого знаем: за каждой причиной тянется следствие сходной природы, а каждое действие порождает подобное же противодействие. И всегда соблюдается равновесие, гармония между причиной и следствием, действием и противодействием. Этот закон Кармы теперь принят в качестве фундаментальной истины современной науки, называемой разными именами: закон причинности, закон компенсации, закон воздействия, закон действия и противодействии. Далее, древние индийские мыслители обращались к закону Кармы, чтобы объяснить судьбу человеческих душ, и именно на этом законе они основали теорию трансмиграции, утверждая, что души подчинены непреложному закону, и обойти его нельзя – их мысли и деяния, производящие результат подобной же природы. И их будущее рождение не зависит от их каприза, от свободного выбора, но ограничено мыслями и подвигами или злодеяниями, свершенными в предыдущей жизни. И если, по Платону, они предпочтут звериную форму, то так тому и быть, по мнению индусов – наши мысли и дела принуждают нас принять ту или иную форму, и мы подчинены закону Кармы, управляющему нашими будущими рождениями эволюцией наших душ. В индусской теории душа, будучи субъектом закона эволюции, строит материальное тело, согласно своим желаниям и тенденциям. Родители не создают душ, они не имеют возможности их создавать. Они могут дать только подходящие условия, необходимые для формирования физического тела. Души входят в тела, обладая своими желаниями, тенденциями, возможностями остаются в них ядрами жизни. Далее, эти ядра содержат жизненные силы, чувственные возможности, физическую энергию и эфирные частицы материи. Ко времени смерти душа сжимается и изымает из органов чувств все свои возможности, задатки, силу, стягивая всё это к сокровенному центру, и в таком сжатом состоянии покидает тело. Но она ничего не теряет. Согласно закону постоянства силы, собранное в центре остается скрытым, пока окружающие условия не окажутся благоприятными для проявления духовной сущности, что приведёт к следующему рождению. Это ядро жизни называлось разными именами: монадой – по Лейбницу, или биоплазмой – современными учёными, но философы Веданты писали о ней прежде всего как о тонком теле. Эти ядра или тонкие тела есть субъекты эволюции и роста, они поднимаются от низших к высшим стадиям развития. Душа поднимается по ступеням эволюции, обогащаясь опытом и знаниями, подходит к человеческому плану, но её развитие никогда не идёт вспять, хотя и может временно замедляться, приостанавливаясь на той или иной ступеньке, и душа, в развитии вышедшая на человеческий план, уже никогда не спуститься вниз к животным телам.
|