Вернемся мысленно в 1977 год. В тот период сам интерес к вампиризму считался не более, чем просто специфическим, непривычным увлечением, присущим сравнительно узкому кругу энтузиастов. Однако на протяжении лет, то, что считалось специфическим увлечением привлекало все больше адептов и навсегда приковало внимание миллионов. Доказательством нынешней притягательной популярности образа вампира является наличие более чем 20 организаций в США и Англии, проявляющих живой интерес к вампирам и имеющих свои собственные регулярные публикации. Не говоря уже о клубах, вдохновленных вампирическими телешоу типа «Dark Shadow» («Темные Тени») и «Форэвэ Найт» («Рыцарь навечно»), о фанатах, о посвященных проблеме вампиризма страничках компьютерных статей, о театральных клубах, постановки которых также посвящены вампирической тематике или о дюжине, а то и более изданий, посвященной готической музыке и «готическому» образу жизни – как раз той атмосфере, которая очень созвучна образу вампира. Очевидно, что западная культура все более обращается к этому персонажу. Для того, чтобы понять современное восприятие образа вампира, полезно отследить первичные влияния, которым подвергся этот образ, эволюционируя под влиянием культуры на протяжении веков. Вера в существа, подобные вампирам, уходит глубоко в историю человечества; она появилась значительно раньше первых письменных свидетельств. Благоговейный страх перед мертвыми и вера в магические свойства крови присущи культурам всего мира. Древние и современные предания о сверхъестественных, летающих в ночи кровопийцах, таких как ламия (колдунья), в различных формах перекликаются с легендами многих мировых культур. Однако герои большинства из этих историй – демонические существа, духи, черные маги или иные сверхъестественные создания – были обличены бессмертием в первую очередь для того, чтобы достичь могущества. Особая концепция о покойнике, возвращающемся для того, чтобы нападать и пить кровь живущего, нашла свое сильнейшее выражение в христианской Европе. В XII веке английский историк Уильям из Ньюбурга зафиксировал несколько случаев возвращения мертвых, которые нападали на людей ночью, терроризировали их и убивали. Он определил этот тип врага латинским термином sanguisuga, т.е. «кровопиец». В большинстве описанных им историй единственным спасением для людей было выкопать и сжечь тело мертвого, обвиняемого в нападениях. В Англии вера в подобные существа закрепилась надолго. Но в то же время волна, в сущности, таких же свидетельств прокатывается по огромной территории Восточной Европы в период с XVI по XVIII век. Появляется широкий спектр названий для подобных существ, к примеру, различные вариации сербского «вукодлак» (заимствованного от слова вервольф). Другой термин, употребляемый в Сербии – «вампир» (спорное происхождение), и родственные слова (такие как русское «упырь») также получают широкое распространение. В регионах, населенных славянскими народами, и среди их соседей понятие вампира укореняется в культурных системах верования. Обширные традиции, дающие знания о причинах вампиризма, средствах защиты от него, а также об обнаружении и уничтожении вампиров, развились, получив множество местных вариантов. Смерть после особенно зловещей жизни была типичной предпосылкой возникновения вампира. Чеснок был типичным способом защиты. Традиционно, установление «личности» вампира происходило через эксгумацию тела. Доказательством в этом случае служило неполное разложение тела. Сожжение или вбивание осинового кола – типичные методы избавления от вампира. Необъяснимые болезни и смерти в определенной местности могли вызвать истерию по поводу вампиров и вылиться в эксгумацию и уничтожение множества тел. Со временем эти сообщения о вампирах просочились в Западную Европу, где стали предметом интеллектуальной дискуссии. 7 января 1732 года полковым полевым хирургом австрийского правительства Йоханнесом Флакингером (и тремя его ассистентами) был подписан официальный отчет, подробно описывающий проведенное ими расследование вампиризма на территории Сербии. Этот отчет был основан на нескольких случаях смерти в деревне Медвежие, произошедших пятью годами ранее, в которых обвинялся человек по имени Арнольд (Пауле) Пауль, сделавший перед смертью заявление, что его однажды укусил вампир. Некоторые верили, что он возвращался из мира мертвых и мучил их. Когда его тело было извлечено из могилы, оно оказалось хорошо сохранившимся, а из его головы текла кровь, и еще больше крови хлынуло, когда труп проткнули колом. Полевой хирург и его ассистенты расследовали новую волну так называемых «атак вампиров» в этом районе и обследовали других подозреваемых вампиров, которые также были выкопаны из могил. Восемь выкопанных тел были расценены как неестественно свежие и сожжены. В короткое время после подписания отчета он был опубликован в Белграде, и в течение нескольких месяцев варианты истории об Арнольде Пауле были опубликованы несколькими европейскими издательствами. Считается, что слово «вампир», взятое из сербского (в английском варианте существует написание «vampire» и «vampyre»), впервые вошло в английский язык, когда эта история была напечатана в двух периодических изданиях – «London journal» и «Gentelmens magazin» в 1732 году. История произвела сенсацию на Западе, что послужило дополнительным толчком к дебатам в интеллектуальных кругах, увлекшихся поисками рационального объяснения зафиксированных в отчетах феномена вампиризма. Даже в Париже престижная Сорбонна выступила с заявлением по данному вопросу, осуждая исследователей, потревоживших мертвых. Дом Августин Кальме, французский аббат-бенедиктинец и известный знаток Библии, в 1746 году опубликовал трактат о вампирах, в котором заняли достойное место история Арнольда Пауля и отчеты о других вампирах. Он представил различные рациональные объяснения этих историй, но также не исключил возможность участия сверхъестественных сил. Его трактат получил широкий резонанс и вызвал дальнейшие дебаты вокруг данного предмета. К 1755 году императрица Австрии Мария-Терезия приняла решение ввести законы, предотвращающие эксгумацию тел подозреваемых в вампиризме на славянских территориях ее империи, где подобное практиковалось. В эти области попали и сербские территории, известные случаем с Арнольдом Паулем. Когда французский натуралист Жорж Луи Лекрер дю Бюффон узнал о существовании в новом свете летучей мыши пьющей кровь, он классифицировал ее под названием «вампир» в своей «Естественной истории», опубликованной в 1765 году. Ранее летучие мыши не ассоциировались в Восточной Европе с вампирами. Дю Бюффон намеренно выбрал название «вампир» для этих ночных млекопитающих: их способность высасывать кровь из спящих животных и людей, при этом не будя их, перекликалась с легендами тех дней о вампирах. Молодой писатель и врач Джон Полидори, итальянский эмигрант, проживающий в Англии, возможно, был знаком с трактатом Кальме. Одно время в 1816 году Полидори сопровождал признанного английского писателя и поэта лорда Байрона в его путешествиях. Тогда же вместе с Байроном и небольшой группой людей они жили на Вилла Диодати, недалеко от Женевы, и там Полидори присоединился к кругу людей, которые придумывали истории о духах. В числе этих людей была и Мэри Шелли, чьи истории позже переросли в классический роман ужасов «Франкенштейн». В истории Байрона фигурирует человек, находящийся на грани смерти, который заставляет своего спутника поклясться в том, что он никому не расскажет о том, что он умер. Спустя годы Полидори соединил главную идею Байрона с мотивом о вампирах. Используя Байрона, как образец, он создал лорда Рутвена, бессердечного аристократа, который завлекает и убивает невинных женщин для того, чтобы насыщаться их кровью. Короткий рассказ Полидори «вампир» был первым полноценным художественным произведением о вампире, написанном в Англии. Впервые опубликованный в апреле 1819 года в номере «Нью Мансли Мэгэзин» (ошибочно под именем лорда Байрона), он рассматривается многими, как основа современной худ. литературы о вампирах. Рассказ Полидори послужил толчком к созданию ряда пьес и других творческих работ XIX века, особенно во Франции и Англии. Их герои соответствовали образу вампирического лорда Рутвена. Прямое влияние Полидори можно заметить и в первом английском романе о вампире «Варни-вампир» Джеймса Малькольма Раймера. Роман продавался сериями в сороковых годах XIX века в Англии в разряде дешевой бульварной литературы. Вампир Раймера также выискивает невинных женщин, чтобы жениться на них и погубить ради своих гнусных целей. В 1872 году несколько иной подход к вампирической тематике проявил ирландский писатель Шеридан Ле Фэню, издав короткий рассказ «Кармилла», который привносит в легенду о вампире непосредственно готический антураж. И хотя все это послужило некоторым вкладом в художественную литературу о вампирах, а XIX век породил огромное количество рассказов о духах, готических романов, дешевый «серий ужасов», а также других историй, пьес и опер, в которых была затронута тема сверхъестественного,- все же лишь незначительное количество этого материала можно отнести к теме вампиризма. Вышедший в конце XIX века роман Брэма Стокера «Дракула» стала основоположником эпохи литературы о вампирах, которая продолжается и по сей день. В Дракуле воплотился абсолютный вампир-злодей, нечестивый аристократический хищник из могилы, который гипнотизирует, развращает и питается прекрасными молодыми женщинами, которых в итоге их убивает. В самом романе, с использованием находок Полидори и Ле Фэню прекрасно воссоздан готический фон. Стокер открывает полный объем психофизических ощущений в отношениях между вампиром и жертвой, показывая удивительную схожесть между страстным желанием крови у бессмертного и подавленной чувственностью простых смертных. Еще более глубинная психическая связь отражается в тот момент, когда женщину-жертву принуждают пить кровь Дракулы, что является частью процесса трансформации в вампира. Стокер создал ряд характеров и характерных типов, которые снова и снова использовались в поздних историях о вампирах. Они включают самого Дракулу, таинственного знатного иностранца, который в конечном итоге разоблачен как злобный убийца-вампир; Мину – жертва вампира, которая неестественно мечется, выбирая между Дракулой и смертным мужчиной, которого любит; доктора Ван Хельсинга – ученого и неустанного охотника за вампирами и Ренфилда – умственно неполноценной личности, одержимой идеей служения Дракуле. Кроме того, вампир Стокера был наделен рядом черт, которые родились скорее в воображении автора, нежели были почерпнуты в исторических свидетельствах о вампирах. К ним относится идея о том, что вампир должен лежать в гробу с родной землей, ему необходимо приглашение, чтобы войти в здание, он должен обладать способностью превращаться в летучую мышь или нечто иное, не отражаться в зеркале и т.д. Архетип вампира, смоделированный Стокером, стал стандартным, по которому сравнивают всех вампирв – героев художественных произведений. В течение полувека после выхода чрезвычайно значимого романа Стокера «Дракула» (1897 год) увидели свет еще несколько романов о вампирах, но они не заслуживают особенного внимания. И лишь в 1954 году «Вампирический роман» вновь произвел крупную литературную сенсацию. Роман Ричарда Матесона « Я – легенда» поведал историю человека, который обнаруживает, что он является единственным живущим человеческим существом в мире вампиров. Однако ни один из романов о вампирах никогда не превзошел по популярности «Дракулу», переиздававшегося множество раз с момента первого опубликования. Помимо романистики первой половины XX века в тему о вампирах привнесло струю «свежей крови» и другое средство информации – короткие рассказы в жанре ужасов, которые продолжали обыгрывать тематику вампиров. Особенно много внимания ей уделял появившийся в двадцатые годы «бульварный» журнал «Странные истории». Эти публикации были известны своими сенсационными историями в жанрах «фентези», ужасов и научной фантастики. Такие писатели, как Кларк Эштон Смит, Сибери Квинн и Роберт Блох, написали ряд рассказов о вампирах для подобных изданий. Однако наибольшее влияние на восприятие публикой вампиров, оказали фильмы о вампирах, имеющие широкую аудиторию. Первые ранние фильмы не привлекли большого внимания. Поставлены режиссером Ф.В. Мурнау в 1922 году немецкий немой фильм « Носферату, симфония Гаруна» дал великолепный портрет омерзительного вампира. Сюжет фильма основывался на « Дракуле « Стокера, что подтолкнуло вдову Стокера обратиться в суд с иском по поводу нарушения авторского права, и, собственно, это несколько скомкало блистательный выход фильма. Он заново был открыт и признан знатоками кино лишь во второй половине века, а его зловещая атмосфера, поразительные эффекты теней и другие уникальные черты оказали влияние на последующие фильмы о вампирах, включая римейк «Носферату», сделанный в 1979 году, и вышедшего в 1992 году «Дракулу Брэма Стокера». Американский немой фильм с героем-вампиром был выпущен в 1927 году под названием «Лондон после полуночи». Фильм был поставлен Тодом Браунингом, который позже, в 1931 году, поставил верчию «Дракулы», однако «Лондон после полуночи» не имел особого успеха и был затерян практически на 60 лет. А позже, в 1931 году, появился французский фильм «Вампир», поставленный Карлом Дрейвером. В фильме представлены несколько необычных образов, как бы порожденных миром сновидений. Затем в 1931 году выходит «Дракула» компании Universal с Бела Лугоши в главной роли, что становится поворотным пунктом в истории звукового кино о вампирах. Британская пьеса Гамильтона Дина, переписанная для американской сцены Джоном Л. Балдерстоном, была хитом Бродвея в течении нескольких лет, прежде чем послужила основой для кинокартины. Главные мужские роли (как в сценической, так и в киноверсии) исполняли: Лугоши – в роли графа, Эдвард Ван Слоун – в роли Ван Хельсинга и Дуайт Фрай – в роли Ренфилда. Как пьеса, так и фильм, продемонстрировали образ мужчины-вампира, который стал образцом: зловеще аристократическая фигура с элегантными манерами и неопределенным иностранным акцентом, облаченная в официальный вечерний костюм с длинными ниспадающей накидкой. Взгляды Лугоши, от который кидало в дрожь, выраженная манерность и сильный венгерский акцент делали его исполнение и пугающим и, одновременно, запоминающимся для того времени, а для многих созданный им образ навсегда запомнился как истинный «Дракула» или же как абсолютная карикатура на стереотип на вампира. Он играл роль вампиров и позже, на сцене и на экране, но никогда не превзошел того, что сделал в «Дракуле». Само качество фильма до сих пор вызывает споры, но то впечатление, которое он произвел на общественное восприятие сущности вампиров не подвергается сомнению. В 30-40-е годы Universal выпустила ряд картин, героями которых были Дракула и его прообразы. Среди них вышедший в 1936 году, например, такой мрачный, воссоздающий характерную атмосферу фильм «Дочь Дракулы» с Глорией Холден в роли вампира. Еще одно мощное влияние на кинообраз Дракулы имело место в 1958 году, когда высокий, примечательный актер Кристофер Ли сыграл эту роль в Англии для студии «Hammer». В этом фильме, вышедшем в США под названием «Ужас Дракулы» (и просто «Дракула» - В Англии), торжественные интонации и грозная внешность Ли привнесли в образ графа неистовый динамизм и большую физическую силу. Накидка и официальный костюм были неизменны, но в версии Ли появились характерные, ставшие стандартным штрихом к образу вампира во всех ипостасях, удлиненные глазные зубы или клыки. Несколько предыдущих фильмов экспериментировали с зубами или клыками в гриме вампиров, но именно клыки Ли-Дракулы установили клише на все времена. Питер Кашинг играл в этом фильме решительного преследователя Дракулы Ван Хелсинга. В период с 1965 по 1970-ые годы Ли был задействован в роли Дракулы в шести фильмах студии «Hammer». Когда Ли стал дорогим актером «Hammer» урезало экранное время и текст Ли в фильмах, чтобы сократить расходы. В то время, как «Hammer» ограничивало роль английской звезды в амплуа вампиров, прямо противоположное происходило в США с популярной телевизионной мыльной оперой про вампиров, показываемой в дневное время, - «Dark Shadows». Продюсер Дэн Куртис выступил с революционной идеей на дневном телевидении, свободно взяв для основы стиль готического романтического романа, чрезвычайно популярного в то время. Когда шоу впервые вышло в эфир в 1996 году на ABC, то основной его сюжетной линией была история гувернантки по имени Виктория Винтер, которая приезжает в Коллиннзвуд Мэнор в Коллинз-порт (Мейн) и оказывается вовлеченной в различные таинственные и сверхъестественные семейные интриги. Шоу падало по рейтингу популярности до тех пор, пока в 1967 году не был введен персонаж-вампир – Барнабас Коллинз, роль которого исполнял Джонатан Фрид. Он стал самым известным персонажем-вампиром в Северной Америке после Дракулы. Как и предыдущие вампиры, Барнабас был истинный аристократ и убийца; в конечном итоге, его увидели с клыками, но он был одним из немногочисленных мужчин-вампиров, участвовавших в видео-постановках, кто не носил накидки. Шоу быстро стало хитом, а популярность Барнабаса требовала, чтобы авторы включали его как можно активнее в сюжетную линию истории. Барнабас стал первым вампиров, который воплощал в себе трагизм героя, ищущего освобождения от своего бессмертного существования и антигероя, который может быть одновременно и отталкивающим, и вызывающим сочувствие. Спустя несколько лет после окончания сериала «Dark Shadows» (1971), появился роман, который также описывал вампира и как трагического героя и как антигероя. Принадлежащий Энн Райс роман «Интервью с вампиром», опубликованный в 1976 году, представляет собой в высшей степени интроспективный взгляд на жизнь вампира по имени Луи. Райс рисует мрачную картину высококультурной и тонко чувствующей личности, которая невольно вступает в мрачный мир вампиров. Луи вынужденно оказался бессмертным и пытается осознать себя в качестве убийцы, живущего за счет чужой крови. Хотя Дракула Стокера все еще оставался господствующим образом вампира для большинства публики, романтизированное видение вампира, предложенное Райс, стало литературным водоразделом для миллионов людей, очарованных этим новым образом вампира. В 1980 году Райс возобновляет свою работу над романами о вампирах. В этот раз она сосредотачивается на вампире Лестате – персонаже, который сделал Луи вампиром. Еще не оконченная серия ее романов, известная под названием «Вампирские хроники», развивала тему восприимчивого, прекрасного, артистичного вампира, который ощущает восторг и интимную близость, когда пьет кровь, и который находит различные способы совладать со своим темным миров и природой убийцы. Вечно таинственный мир вампиров, созданный Райс, сделал ее самым популярным автором, пишущим о вампирах, после Брэма Стокера. В 70-х годах появились и другие значительные романы о вампирах: «Ночной сталкер» Джеффа Райса (1973 год; в 1972 году, за год до опубликования выпущен как телефильм), «Участь Салема» Стивена Кинга (1975 год, в 1979 году выпущен в качестве расширенной телеверсии), и «Космические вампиры» Колин Вильсон (1976 год; вышел как фильм «Жизненная сила» в 1985 году). Некоторые авторы романов о вампирах в 70-х годах проявили тенденцию к написанию серийных романов. Наиболее значительные из них - Ле Даниэльс, Фред Саберхаген, Питер Тремейн и Челси Куинн Ярброу. Произведения Ярброу больше всего подходят под определение «вампирические романы». Приключения его красивого и популярного героя-вампира, графа Сен-Жермена, всегда были ближе к стилю исторического романа, нежели к стандартным романам ужасов. В 70-ых годах вампиры также появлялись и в книгах комиксов, самыми популярными из которых были: Вампирелла, Морбиус и чудесные комиксы (версия Дракулы). Кроме того, в 1972 году вышла публицистическая книга, которая оказала значительное влияние на общепринятый образ вампира. Этой книгой была: «В поисках Дракулы» Раймонда Т. Макнелли и Раду Флореску – ученых Центра по изучению Восточной Европы Бостонского колледжа. В этой и последующих книгах они представили исследование, показывающее, что персонаж Дракулы в романе Брэма Стокера имел фактическую основу – историческую личность, носившее это имя. Это был полководец и принц Валахии (область Румынии, граничащей с Трансильванией), живший в XV веке. Он также известен, как Влад Тепэ (протыкатель) – яростный воин и правитель садист, который посылал на смерть тысячи людей, его жертвы умирали, насаженными на длинные шесты. Исторические находки нашли свои отражения во множестве рассказов, романов и фильмах о Дракуле, включая и «Дракулу» Брэма Стокера. В 90-х годах произошел настоящий взрыв интереса к вампирам. Революция в кабельном видео и видеозаписи сделала доступными практически все бесчисленные фильмы о вампирах. Некоторые магазины, продающие видеокассеты, посвятили целую секцию телевизионной серии «Dark Shadows». Эти старые шоу также обретают новую жизнь в регулярном разделе сети кабельного канала Ски-Фай, равно как множество старых фильмов о вампирах нашли своих новых поклонников на различных кабельных каналах. В 90-х также появилось несколько новых телесериалов о вампирах. Они включали новую, но непродолжительную серию «Dark Shadows» на Эн-би-си, с Беном Кроссом в роли Барнабаса Коллинза, и «Рыцарь навечно», ночной сериал на Си-Би-Эс, повествующий о сыщике, разыскивающем вампиров. Уже известные по комиксам главные герои-вампиры, такие как Вампирелла и Морбиус, вновь были возвращены на страницы. Так и продолжалось возникновение новых героев. Последовал бесконечный поток романов о вампирах, по нескольку экземпляров каждый месяц, а иногда и каждую неделю. Продолжающийся рост количества серийных романов о вампирах достиг беспрецедентных величин для одного направления, которое считалось лишь частью всего жанра ужасов. Помимо писателей, создававших сериалы о вампирах в 70-е годы, в 80-е появились новые, такие как Д. Н. Вильяисон, Брэйн Люмли, Нэнси А. Коллинз и Элейн Бергстром. Рост продолжался в 90-е годы, последовала новая серия романов таких писателей, как П. Н. Элрод, Скотт Сьенсин, Лори Хертер и Л. Д. Смит. Растущее число поклонников произведений о вампирах во многом определило вампиризм как отдельный значительный жанр. Для некоторых это стало большим, чем просто приверженность жанру, это стало частью образа жизни. Примером этого является современное готическое музыкальное течение, в котором поклонение вампирам и стилизованная внешность под вампиров считается абсолютной нормой. Популярный роман о вампирах «Потерянные души» (1992), написанный Поппи З. Брайтом, объединяет в сюжете некоторых из таких современных «готов». Этот краткий набросок исторического развития в обществе образа вампира во многом лишь слегка очерчивает сферу того проникающего влияния, которое эта тема имеет. Предлежащий вопрос остается: что стоит вопрос нет простого ответа, поскольку вампир воплощает множество аспектов, затрагивающих сознание человека, среди них смерть (все ее физиологические состояния), бессмертие, подавляемая сексуальная сила и поражение, близость, психоз, бунт и очарование таинственности
|